Ригден: Совершенно верно. «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут». Об этом говорится в той или иной форме практически во всех традиционных религиях народов мира, имеющих духовные зёрна. Вот, например, в священной книге мусульман — Коране есть такие упоминания. Всевышний, создав небеса и землю за шесть дней, поместил на водной глади Свой величественный престол, охватывающий небеса и землю, с которого Он руководит своим творением. «Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (Сура 11. Аят 7). Причём Трон обозначается двумя терминами: Курси (трон — возвышенное место для сидения) и Арш (наивысшее место, которое объемлет всё сущее и находится над ним). Арш объемлет Курси и находится над ним. По мусульманским верованиям считается, что Трон ныне покоится на плечах у четырёх превеликих ангелов, поддерживающих его. По преданиям эти ангелы разноликие: у одного из них лик орла, у другого — льва, у третьего — быка, у четвёртого — человека.

В Коране упоминается, что ангел Джабраил (передающий пророкам Откровения Всевышнего, в том числе в виде свитков, книг, и приходящий в случае необходимости на помощь) рассказывает Мухаммеду о духовных таинствах человеческой души, ведущей свою борьбу в пространстве и времени, о воздаянии каждому человеку в Судный день за деяния в земном мире. В 17 суре, повествующей о вознесении Мухаммеда на седьмое небоблагодаря ангелу Джабраилу, есть такие слова:

Аят (11)

Человек ко злу взывает так же,

Как если б он взывал к добру, —

Ведь человек поспешен

(в неразумности своей).

Аят (15)

Кто следует путём прямым,

Тот для самого себя идёт во благо.

Кто заблуждением сбивается

(с того пути),

Тот блуждает сам себе во вред.

И ни одна отягощённая душа

Не понесёт чужую ношу.

И никто и никогда не был

покаран Нами,

Пока не направляли (к ним)

Посланника

(с предупреждением о каре

И оповещением о правильном,

прямом пути).

Здесь стоит обратить внимание на эти и последующие строки, с вершины понимания уже имеющихся Знаний. Например, знаний об особенностях структуры человека в шести измерениях; деятельности его основных четырёх Сущностей (в том числе их Свидетельства на загробном Суде); о стремлении Души человека к Вечности, её «желания» прожить в материальном мире «последнюю жизнь»; о множестве желаний от Животного начала, которые запирают Душу в «преходящие жизни» и стимулируются тремя Сущностями ради создания условий для реализации выбора человека.

Аят (18)

Если кто возжелает (благ из) жизни

скоротечной, преходящей,

То Мы тотчас доставим то,

кому Мы и желаем,

Что Нам было угодно.

А (уж) потом Мы назначим ему Ад,

Где будет он гореть в нём

отверженным и презренным.

Аят (19)

А если кто возлюбит жизнь Последнюю,

И ищет (вечность) будущего мира,

К нему будет радеть и стремиться

С должным усердием,

Предавшись (Богу всей душой),

Он есть тот, чьё усердие

С благодарением приемлет (Бог)!

Анастасия: Да, глубоко по смыслу. Это получается, что Джабраил рассказывал о деятельности этих четырёх Сущностей по отношению к человеку. То есть, если человек будет отдавать внимание и желать того, что предлагают ему Правая, Левая и Задняя Сущности, то он это желаемое и получит. Только ему потом за свой выбор придётся отвечать своими же мучениями, став субличностью в перерождениях («в аду», «гореть в нём отверженным и презренным»), отягощая Душу новыми закрепощениями в материи. А если человек захочет вырваться из круга земных реинкарнаций в Вечность духовного мира и постарается сделать за свою жизнь всё от него зависящее в духовном развитии, чтобы эта земная жизнь стала для него Последней, тогда у него есть шанс быть приемлемым в духовном мире… Да, столь мудрые строки Корана действительно отражают духовную суть, дошедшую до нынешнего дня из глубины эпох. Просто многие люди, особенно молодые поколения, мало знакомы с такой духовной литературой разных народов, как, например, «Веды», «Авеста», «Трипитака», «Библия», «Коран», впрочем, как и я в их годы. Поэтому многие из них даже не знают, что и в Коране тоже есть информация о Судном дне.

Ригден: Конечно, и о Судном дне, и о книге всех деяний человека в течение жизни, и о справедливых весах. Например, в Суре 99 «Землетрясение» (Аз-Залзала) (Аяты 7, 8) сказано: «Кто бы ни совершил добро — (хотя бы) на вес пылинки, он увидит его (обретёт воздаяние за него). Кто бы ни совершил зла — (хотя бы) на вес пылинки, он увидит его (обретёт воздаяние за него)». Каждый человек будет давать отчёт за свои мысли, дела и поступки. Мир ислама и по сей день знает слова Пророка Мухаммеда: «В Судный День человек не уйдёт с места отчёта, пока не ответит на 4 вопроса: Как провёл жизнь? Как использовал своё тело? Как заработал и использовал своё имущество? Как использовал свои религиозные знания?»

Анастасия: По сути, это отчёт, связанный с четырьмя Сущностями. Ведь Задняя сущность (человеческое прошлое) — это то, как ты провёл жизнь. Правая сущность — это животные инстинкты человека, как человек использовал своё тело. Левая сущность — это жажда власти и множественные земные желания, связанные с ней. Передняя сущность — это то, как человек духовно развивался в течение всей своей жизни.

Ригден: Совершенно верно. В Суре 21 «Пророки» (аль-Анбийа) (Аят 47) написано: «В День воскресения Мы установим справедливые весы, и никто не вкусит несправедливости — даже на вес горчичного зерна. Ибо никто другой не умеет считать (деяния), как умеем считать Мы!»

Анастасия: Действительно люди видят только внешнюю религиозную оболочку неизвестных им религий, но даже не пытаются вникнуть в суть духовных зёрен, там заложенных.

Ригден: К сожалению, это так… Упоминания о двух путях Души — истинном и ложном есть и в древней индоевропейской мифологии. Они сохранились и в трактатах «Упанишады», которые считаются заключительной частью «Вед», где изложены сокровенные знания, объяснения тайного внутреннего смысла духовного пути. Это произведение является основой ортодоксальных религиозно-философских систем Индии. В древнеиранской религии зороастризм, священной книгой которой является «Авеста», также говорится оличном Суде над человеком после смерти его тела. В частности, упоминается, что посмертная судьба человека зависит исключительно от того, сколько он накопил праведных добрых мыслей, слов и дел за свою жизнь. Через три дня после смерти тела Душа человека направляется к «Мосту Возмездия» (Чинват) на Суд, который вершат сыновья Ахура Мазды — Митра, Сраоши и Рашну. Поступки человека, совершённые за земную жизнь, взвешивает на весах Рашну (дух праведности; «прямой, честный»). К слову сказать, согласно религиозным трактатам, Ахура Мазда имел четыре сына: Мит ра, Сраоши, Рашну и Аши (Сущность Истины; Истинный Закон Вселенной; термин «Аши» также использовался в значении имени богини судьбы, Истины и Справедливости).

В древнеиранских легендах упоминается, что каждый человек после смерти, у входа на тот свет, обязательно встречал в женском облике свою Даэну — олицетворение его внутреннего духовного мира. Только для праведников она являлась в облике прекрасной девушки, и считалось, что праведник проходил, словно по четырём ступеням, вступая первым шагом — на небеса благих мыслей, вторым шагом — благих слов, третьим — благих дел, а сделав четвёртый шаг, достигал «бесконечного света». А вот те, кто растратил свою жизнь на земное, нажив себе плохие мысли, слова и дела, считались проклятыми душами. Такой отягощённой душе Даэна являлась в облике страшной старухи. Такая душа проходила через три ада злых мыслей, слов и дел и в конечном счёте, на четвёртой ступени, оказывалась перед лицом верховного божества зла Ахримана и его помощников.

Анастасия: Легенда, легендой, а сколько реальной информации в ней заложено.

Ригден: Ну так, для того легенды и создавались, чтобы передавать информацию даже через тех, кто её не понимает. Так что об этом, так сказать, личном Суде, которого не избежит ни один живущий человек после смерти своего физического тела, повествуется в той или иной форме в различных мировых религиях, например, христианстве, исламе, буддизме, зороастризме, индуизме. Эти знания есть и были практически у всех народов мира, только выражены по-разному. Например, у славян с давних времён понятие «Суд» употреблялся в значении судьбы, а позже божеств, связанных с судьбой человека. Считалось, что «Суд» держит в своих руках всё благое и гибельное, что его приговоров невозможно избегнуть ни умом, ни хитростью.

Анастасия: До сих пор у разных народов «суд» означает в толковании этого понятия (как и в древнеиндийском языке) «связь», «объединение». Например, у древних скандинавов и немцев — «пролив, место, которое можно переплыть», у греков — «хранилище».

Ригден: Совершенно верно. Кстати, в религиозных представлениях древних греков верховный бог Зевс был предводителем богинь судьбы — мойр. Считалось, что мойра (древнегреческое слово «Μοι˜ραι» от «μοι˜ρα» — «участь, доля») есть у всех людей. В ранних религиозных представлениях так именовали неизбежный закон природы, «божественное предопределение». Согласно верованиям древних греков, Зевс владычествовал над землёй и под ней, вершил Суд над мёртвыми. Упоминалось, что веления судьбы человека часто были неведомы Зевсу, и лишь на золотых (небесных солнечных) весах, где одна чаша воплощала жизнь человека, а вторая — смерть, он узнавал его судьбу. Сам же Зевс оставался безучастным к результатам взвешивания. А для живых людей он вынимал из двух сосудов добро и зло и «вслепую» раздавал их людям.

В китайских верованиях есть упоминания о книгах судьбы, которые хранятся в загробном мире, где для каждого живущего человека обозначены его основные события и сроки продолжительности его жизни. В шумеро-аккадских религиозных представлениях считалось, что «умереть» — это значит встретить свою «шимту», то есть то, что незримо сопровождало человека в течение всей его жизни, и что предопределяло его дальнейшую участь. К слову сказать, там же имелись понятия «шеду» и «алад» как две противоположные силы, воплощённые в жизненной силе человека, определяющие его характер и судьбу. Причём слово «алад» употреблялось в значении «созидания». И таких примеров можно привести достаточно много.

Анастасия: Вы как-то упоминали, что ни одно популярное в древнем мире верование, ни одна мировая религия не стали бы такими массовыми среди людей, если бы они не включали в себя сведения о невидимом мире, структуре человека, о духовных этапах развития человека, об ответственности Личности за прожитую жизнь и о предупреждениях о последствиях её выбора.

Ригден: Религия — это всего лишь внешняя форма, разнообразие которой выдумывали в разное время жрецы, в основном для реализации своих земных целей. Но фундаментом для надстройки (в виде этой формы различных умозрительных концепций) служили духовные знания, которые передавались из поколения в поколение разными народами. В противном случае, эти религии не были бы привлекательны для масс. Люди внутренне, Душой чувствуют истинное духовное зерно, какой бы шелухой от человеческого ума его не покрывали бы жрецы.

Анастасия: Да, вы неоднократно нам рассказывали о том, что над каждым человеком после смерти его тела, хочет он того или нет, совершается «личный Суд» в невидимом мире. Как я понимаю, в религиозных концепциях, например, христианства, ислама, зороастризма идёт слияние понятий личного Суда над человеком после его смерти и общего Суда над человечеством, о котором вы упоминали, что для всего живущегочеловечества назначен общий «Судный день».

Ригден: Совершенно верно. Времена Перекрестья. Об этом говорилось давным-давно в разных пророчествах, что при живых людях в определённое время настанет общий «Суд» для всего человечества.

Анастасия: В книге «Перекрестье» я писала об этих сбывающихся сегодня пророчествах различных народов мира: шумер, майя («Прорицанья Птичьего человека»), кельтов (прорицания «Колеса времён»), древних персов и так далее. Кстати, у персов в зороастризме тоже, как вы и говорили, сохранилось много сведений о загробной жизни, Воскресении, общем Судном Дне («Фрашегирд» в значении «делание (мира) совершенным»). Согласно верованиям зороастрийцев, в земной мир должны прийти три Сао-шьянта (сао-шьянт — авестийское слово, причастие будущего времени от глагола «спасать»). Первые два Сао-шьянта должны будут в конце времён восстановить учение Ахура Мазды. А затем придёт последний Сао-шьянт для окончательной битвы с носителями зла, вершить «Страшный Суд». Есть и о том, что к концу времён, когда будет исчерпан круг тысячелетних эволюций (когда восторжествует Аша — Истина, Справедливость, Добро), может окончательно установиться «рай на земле», где люди будут жить счастливо: земля станет, как долина; будет один язык, один закон для всех людей. И что каждый праведный человек приближает это событие преображения мира своими помыслами и деяниями. С позиции сегодняшнего дня, все эти предсказания уж совсем не кажутся легендами.

Ригден: Да, всё зависит от самих людей, от их выбора. Просто большинство сегодня не понимает всей важности этих процессов, важности личного духовного преобразования, которое не только может открыть человеку путь в Вечность, но и неизменно повлечёт за собой преображение его окружающего мира.

Предсказания о «Судном дне» существуют давно. Жрецы, создавая ту или иную религию, также включали их в свои концепции. Но они использовали эти знания для своих материальных целей, делая акцент на том, что если ты будешь веровать только в их религию, то спасёшься после своей смерти, восстав из мёртвых в «телесном воскрешении» в «Судный день». Ну, и к чему привели эти ма-териальные подмены от ума человеческого? Да к тому, что сегодня одни вообще над этим смеются, другие безответственно думают, что это же слу-чится «потом», тем более «после моей смерти», «да когда ещё настанет тот один, единственный день Судный», а третьи фанатично, с животным инс-тинктом, убивают друг друга «за веру», думая, что за это им «воздастся там». А большинство верую-щих просто заставили вести себя пассивно, навязывая им мнение, что надо быть в «стаде» только данной религии и никакой другой, а за них всё решит битва где-то там, на небесах между ангелами и демонами. Всё это проделки Животного разума, извращения от жрецов, жаждущих земной власти. На самом деле в ином, духовном мире нет разделения на материальное и духовное начало, там есть только Духовное! Разделение и борьба есть в самом человеке, так как частица духовного мира (Душа) помещена в материальное тело. «Ангелы и демоны», которыми стращают жрецы, придумывая им разные облики, — это всё, по сути, выбор человека той или иной Воли (Воли от Духовного мира или Воли от Животного разума), которую он принимает и считает потом своей. Этим выбо-ром человек определяет свою дальнейшую участь в решающей внутренней битве. Все те же самые процессы проецируются и на общество. Причёмгораздо легче победить Животное начало в обществе в целом, чем каждому человеку победить его в себе. «Судный день» для человечества — это не один день, а общий итог того, к чему пришло человечество (всё общество) от первого своего дня до последнего. Это «Суд» живых над живыми, который творят сами же люди над собой в эпоху глобальных катаклизмов и перемен на Земле, связанных с космическими явлениями.

Анастасия: Да, если бы сегодня общество имело вектор развития в духовном направлении, а во главе идею всеобщего объединения на основе дружбы и взаимопомощи между народами, то действительно, учитывая нынешние технические возможности, у него был бы шанс пережить этот период. А с таким раздором, который творится сейчас, из-за нагнетания политиками и жрецами вражды между народами, вряд ли оно будет иметь будущее. Но всё на самом деле в руках людей! Когда-то вы упоминали, что в жизни Настоящего Человека всегда найдётся место для ратного подвига. Как говорится в народе, Душа — всему мера!

Ригден: Совершенно верно… К сожалению, современный мир оставляет желать лучшего. Хотя… всё течёт, всё меняется. Как показывает практика, идеи глобального характера реализуются только тогда, когда они опираются на единые стремления и действия большинства людей, на консолидацию усилий в общих интересах разных групп. Так что ситуацию ещё можно изменить самим людям, было бы желание…

Анастасия: Так чего же людям не хватает для такого ратного духовного подвига ради будущего всего человечества? Возможно, в обществе просто недостаточно исконных Знаний, которые, по сути, когда-то объединяли всех людей в их главных духовных стремлениях?!

Ригден: Я уже говорил, но всё-таки сформулирую в общих чертах итог ранее сказанного. Учитывая наличие в разных культурах знаков, символов, тех или иных духовных зёрен, любой человек может сделать выводы, что Знания, как таковые, были во все времена. Более того, они есть и сейчас. И если человек истинно желает Духовного, он может их найти.

Но дело в том, что современный человек с его материальным мировоззрением — это продукт нынешнего общества. А общество на данный момент, к сожалению, имеет потребительский формат мышления, где люди всё чаще становятся жертвами Животного разума, проводниками его Воли, рабами на его галерах. Ведь пребывая в состоянии доминации Животного начала, человек будет видеть даже в духовных Знаниях только ещё одну возможность для получения материальной выгоды, удовлетворения своей значимости и других качеств Животного начала. А значит, будут множественные подмены и отсутствие реального духовного роста даже при наличии Знаний как таковых.

Не будем даже углубляться в историю. Давай рассмотрим простой пример с твоими книгами, который, по сути, типично характеризует ситуацию в целом. Не успели они выйти в свет, как помимо людей, стремящихся к познаниям, тут же появились те, кто стал использовать Знания из этих книг для поднятия личного имиджа и укрепления авторитета, пиара своих концепций от материального мышления, удовлетворения мании величия, своей значимости. Некоторые из них, прикрываясь этими Знаниями, стали называть себя «Учителями» или «приближёнными», пытаясь таким образом заработать на этой информации, если не деньги, то хотя бы личный авторитет. А ведь Знания для того и даны в книге, чтобы была возможность распространить их среди людей в чистом виде, без посредников, вещающих от ума, которые по своему незнанию или неразумению искажают их суть.

Этих людей, конечно, жаль. Ведь именно Духовное начало побуждает их поделиться с людьми полученной информацией. А их мышление, закодированное основами и постулатами предыдущего опыта (приобретённого в различных религиях, сектах) перенаправляет это желание и силу, исходящую от Души, в прочерченное уже в сознании материальное русло. Вот и получается в их исполнении целая вакханалия: они пытаются «учить» других, указывать, как тем следует делать медитации, будучи эгоистичными натурами, не разобравшись в себе. Они считают, что им позволено вносить изменения в медитативные техники, комбинировать, искажать, модифицировать их на основе своего предыдущего опыта, приобретённого в различных сомнительных заведениях оккультного и религиозного характера. В общем, пытаются «учить» других от своего ума человеческого. А ведь их воз и ныне там.

В книгах даны точные инструменты, а эти люди, по незнанию своему пытаются их испортить. Но, как известно, плохим инструментом хорошего не построишь. Так это происходит сейчас, при твоей жизни, на твоих глазах. А что будет через сто лет, не говоря о тысячелетиях, если конечно у этой цивилизации будет это время?

Анастасия: Да, это правда. К сожалению, таких людей немало… Но всё-таки гораздо больше тех, кто проникся глубиной этих Знаний, стремится изменить себя, стать Человеком, кто бескорыстно распространяет данную информацию. Есть люди, которые практикуют медитации из книг, не выделяя себя среди своих друзей, с которыми вместе идут по духовному пути, даже если и имеют чуть больше опыта в этих практиках, чем их товарищи… Такие люди не кричат направо и налево, но их духовный труд, в первую очередь над собой, виден по их делам и поступкам.

Ригден: Хорошо, что такие люди есть. Для них и даются Исконные Знания. Духовные инструменты надо использовать для саморазвития, стремления к высшему. Так что Знания в обществе есть, не хватает лишь переключения доминанты с позиции Животного начала на Духовное начало. Не хватает твёрдого ежедневного выбора, самостоятельной работы над собой. Ведь пока человек сам не захочет измениться (лично для себя, а не для хвастовства перед людьми), не получит практический опыт работы над собой, контроля над своими мыслями и желаниями, он будет путаться во множестве искажённых теорий и изуродованных до неузнаваемости практик, как в липкой паутине.

Когда человек соприкасается с истинными духовными Знаниями, он открывает для себя их простоту, глубину и естественность. Но, как известно, теория без практики мертва. Недостаточно лишь знать о чём-то, нужно ещё и уметь применять это знание на практике. Духовная работа над собой многогранна в каждом дне. Она предполагает не только труд при помощи духовных инструментов, но и наработку чистоты мыслей, дел и поступков, достойных звания Человека.

При отсутствии такой всесторонней работы над собой, даже если человек получил Знания, через время он будет вопрошать сам себя: «Вот, я получил те или иные Знания, занимаюсь теми или иными практиками, а что изменилось?» То есть наличие этих Знаний будет лишь тревожить его очередными вопросами от ума. А почему? Да потому что, когда человек усердно не работает над собственным духовным преобразованием, он преисполнен тайной надеждой, что данные Знания помогут ему изменить или улучшить его материальную жизнь.

Анастасия: Другими словами, такой человек ожидает скорых видимых изменений для себя в окружающем его материальном мире.

Ригден: Совершенно верно. Но что может измениться в том узком спектре трёхмерного мира, который он видит и ощущает своими пятью материальными органами чувств? Тот же кирпич, падающий на ногу, будет вызывать всё ту же боль, жара и холод всё так же будут приносить дискомфорт телу, человек попрежнему будет испытывать потребность в еде и сне. А его Животное начало всё так же будет терроризировать его тысячами желаний и жаждой всех удовольствий материального мира. Человек, находясь под влиянием Животного начала, подсознательно ожидает каких-то материальных изменений в его жизни, приобретения магической власти, которая даст ему удовлетворение в чём-то, тайное влияние на кого-то и так далее.

Анастасия: То есть человек рассматривает духовные Знания, с помощью которых он может духовно возвыситься над материальным миром, с позиции жителя (Наблюдателя) трёхмерного измерения. А материальное мышление в формате этого измерения ограничивается, как правило, тайными несбывшимися желаниями от Животного начала… Ну правильно, что ещё Животное начало может ему нашептать: «Ты же не получил с помощью этих Знаний тайной власти над другими, и материальный нимб над твоей головой не засиял перед толпой. Где обещанное возвышение?»

Ригден: Некоторое непонимание духовных процессов, безусловно, присутствует у человека на первых этапах его работы над собой. Внешне да, ничего не изменяется, тело со своими проблемами, как старело, так и стареет. Человек поначалу не замечает, что благодаря исконным Знаниям он приобретает иное, вечное, гораздо более важное, чем всё трёхмерное, материальное и смертное. Знания дают ему основу для процветания в нём духовной силы и Мудрости. Ведая о своём Животном начале, человек уже где-то сдержит его проявления, где-то остановит себя, где-то проигнорирует плохую мысль, таким образом, меняя своё будущее, которое бы неизменно произошло, если бы он на деле допустил развитие мысли от Животного начала в негативную для его духовного ситуацию. Работая так над собой в каждом дне, он где-то кому-то и словом поможет, а где-то своим хорошим поступком другим пример покажет, поделится духовным Знанием. И так человек всё чаще будет совершать свой осознанный ежедневный Выбор в каждом дне, то есть «здесь и сейчас». А из таких «здесь и сейчас» и соткана вся его жизнь.

Так что такие сомнения характерны лишь для того, кто пребывает в начале своего процесса духовного развития. А тот, кто уже крепко стоит на духовном пути в корне меняется сам, глубже осознаёт смысл своей быстротечной жизни. Такие люди спешат в каждом дне сделать много полезных дел для людей и для Души, причём как запланированных, так и совершенно случайных, увеличивая шанс своей Личности на духовное спасение. Так что, пребывая на твёрдой позиции духовного Наблюдателя, имея исконные Знания и работая над собой, человек получает практические ключи к самосовершенствованию, он находит зёрна Истины, даже если они спрятаны в полном элеваторе плевел.

Анастасия: Сейчас у людей, учитывая развитие информационных технологий, есть время и возможность проанализировать ошибки и опыт прошлого человеческой цивилизации. Более того, современные люди имеют возможность частично отслеживать ситуацию в мире по различным вопросам жизни мирового общества, благодаря тем же интернет-технологиям. Многие факты жизни и деятельности политиков и жрецов всё чаще становятся достоянием общественности. Это, естественно, влечёт за собой соответствующую реакцию со стороны общества: люди перестают верить представителям власти.

Многие начали понимать, кто варит «суп» событий для народов, будучи в сговоре со жреческими и политическими кланами — «поварами» на «кухне» мировой политики, экономики и главное — идеологии. Многие стали осознавать кто заказчик, а кто исполнитель. Но людям навязано убеждение, что эту ситуацию в обществе нельзя изменить, что «так было испокон веков». Хотя, по сути, сами люди (народы) являются исполнителями и участниками всех этих процессов, а также «потребителями» политического либо религиозного «продукта». Так вот, многие люди понимают абсурдность этой ситуации. Они понимают, что так жить больше нельзя. Но не понимают, что нужно делать, чтобы жизнь в обществе действительно стала лучше не на бумаге, а на деле. Как изменить фарватер движения общества, чтобы оно вышло на путь стимулирования в человеке истинного культурно-нравственного, духовного развития, а не продолжало буксовать в гиблой трясине Животного начала с его потребительским форматом мышления, войнами и распрями?

Ригден: Да, к сожалению, в современном обществе уже давно сформировалось мнение о безысходности и необратимости этих процессов, но на самом деле выход есть и он очень прост. Людям надо как можно чаще оценивать информацию, каждодневную жизнь и её события с позиции Наблюдателя от Духовного начала, тогда они больше будут понимать, как им жить и что делать. Это аналогично примеру работы над чистотой своего сознания: пришла мысль от Животного начала — игнорируй её, не отдавай ей внимания, лучше больше удели внимание добру, мыслям, делам и поступкам от Духовного начала. Так и в обществе: просто игнорируй всё плохое и приумножай вокруг себя хорошее, созидательное, доброе. Не нужно быть пассивным в делах общества, не создавай сам условия для процветания в нём стимулов, активирующих в людях Животное начало, например, развития гордыни, того же взяточничества, денежных, эгоистичных взаимоотношений вместо дружбы и так далее. Когда люди прекратят в большинстве своём поддерживать и воплощать в жизнь «волю» жрецов и политиков, стимулирующих в народах агрессию и качества Животного начала, тогда и в обществе исчезнут многие искусственно созданные проблемы.

Просто надо понимать, что все мы люди, все из одного сделаны. Никто из нас не выше и не ниже. Все сидим в одной бочке материальных нечистот, то есть все заточены в этом материальном мире, в этом смертном теле с его «вечными проблемами и неиссякаемыми желаниями». И всем когда-то придётся отвечать за свою прожитую жизнь. Жрецы и политики — это те же самые люди, которые находятся в тех же условиях и ничем от других не отличаются, кроме непомерной жажды земной власти и страсти к накоплению материальных ценностей.

Анастасия: Всё верно. Судя по истории развития человеческой цивилизации, жрецы (как и политики) во все времена зависели от поддержки народа, поэтому они всячески стремились повысить свой авторитет среди людей всевозможными методами, преимущественно основанными на страхах. А по факту, если большинство людей прекращало поддерживать ту или иную религию, она угасала.

Ригден: Ты правильно заметила, угасала лишь очередная религия, как определённый шаблон для общественного сознания, но не вера людей в Бога. Просто жрецы этой верой пользовались во все времена и на её основе создавали новые, выгодные для их власти шаблоны для закрепощения общественного сознания.

Анастасия: В своё время, после одной памятной для меня беседы с вами, я подробно изучила вопрос о мотивации и обосновании жрецами в разные времена важности той или иной религии для сознания народов. И нашла много интересных фактов. Практически во всех верованиях акцент делался на обряде приношенияжертвы тому или иному богу, который и составлял главное действие в религиозной церемонии. Сегодня, например, помимо традиционных церемоний, это банальное денежное пожертвование средств «на религиозные нужды».

Я помню ваши слова, сказанные ещё тогда: «А люди хоть помнят, что такое «жертва» Богу? Ведь практически все религиозные системы в разные времена были построены вокруг обряда жертвоприношения. Почему с древнейших времён «жертва» играла такую важную роль в богослужениях различных народов?» То, что вы сказали в дальнейшем, было для меня настоящим прозрением. Не могли бы вы и для читателей поведать об этом существенном для человечества моменте?

Ригден: Ну что ж, это стоит того. Начну, пожалуй, со старославянского толкования слова «жертва», которое хоть и потешно на слух, но отражает суть. Я уже как-то рассказывал, что слово «жертва», появившееся в русском языке в XI веке в связи с распространением религии христианства, происходит от глагольного образования — старославянского слова «жьр@» («жру», «творю жертву»). А «жру» («жьр@»), в свою очередь, ранее у славян использовалось в значении «жрать» (старославянский глагол, имеющий индоевропейскую природу происхождения), то есть «поглощать». Кстати, «поглощение» было связано с древнерусским словом «живот», что в древности имело значение «жизнь». От него и произошло старославянское слово «животное» — в буквальном значении «то, что живёт». К слову сказать, слово «животное» получило широкое распространение в Киевской Руси именно в XI–XII веках, благодаря тайному обновлению исконного духовного Учения (в том числе и о четырёх Сущностях) Агапитом Печерским.

Анастасия: Выходит, старославянские капища, особенно те, на которых были нанесены особые знаки и символы, вовсе не были «жертвенниками» как таковыми. Возможно, в некоторых случаях это были общеизвестные места, куда люди на протяжении веков приходили обучаться (по знакам и символам) духовным знаниям, обмениваться своим опытом, как, например, собирались древние люди в своих священных пещерах, обучаясь по петроглифам.

Ригден: Людям это будет легко проследить, имея базовые духовные знания… Так вот, словом «жру» («жьр@»; «жерети») впоследствии стали обозначать слово «жрец». Если проследить этимологию родственных слов, то можно найти, что ранее оно означало «тот, кто хвалится, напоминает о себе, превозносит». Отсюда и произошло в народе слово «жрец» в понятии, как бы сейчас сказали, реального потребителя даров, принесённых условному божеству. Кстати, в старину на Руси было такое слово «жерцовать», также обозначающее «жрать», «лопать». Оно образовано от слова «жерц» — «взяточник, притеснитель, грабитель, обидчик». Так что народ точно подмечает, кто есть кто в этом мире. Если поискать значение русского слова «жертва», то можно найти, что оно обозначает «пожираемое, уничтожаемое, гибнущее». Это то, что отдают или чего лишаются безвозвратно. Это самоотвержение, отречение от выгод или утех.

В религиозных верованиях многих народов мира жертва — это умилостивительное или благодарственное приношение разного рода божествам, в основном от плодов земных или царства животных. Это «очищение от скверны и достижение духовной чистоты». Возьмём, к примеру, Библию, в которой упоминается, что сыновья прародителей приносили жертву Богу: Каин — от плодов земных, а Авель — от стад своих. В современных мировых религиях жертва рассматривается как символ пожертвования из своего достатка чего-нибудь такого, что дорого и приятно самому.

Но если углубиться в духовные истоки этих верований и символических обрядов, то можно понять, что такое истинная жертва Богу, которая подразумевает отношение между Богом и человеком. Настоящее жертвоприношение Богу — это когда человек на алтарь своей жизни приносит в жертву своё Животное начало, то есть отказывается от множественных своих желаний, помыслов, иллюзий скоротечных и временных, открывая тем самым себе духовный путь к истинной Вечности — в мир Бога. И когда-то давно, на заре человечества, людям это объяснялось, что качества Животного начала, подобны плодам земным, вначале прельщающим взор, но потом быстро гниющим. Только принося это кратковременное в жертву Богу, ты имеешь возможность проникнуть в Его Вечность, то есть, работая над собой, отказываясь от соблазнов Животного начала. А если ты духовно развиваешься и делаешь добро, помогаешь пробудиться другим людям, живущим на инстинктах, подобно животным, то для Бога это сродни радости твоей, которую ты испытываешь от доброго приплода своих стад.

Отнюдь не случайно место для жертвоприношения или общения верующего с богами, которое ныне люди именуют алтарём (от латинского «altaria», от «altus» — «высокий»), изначально в глубокой древности обозначали просто в виде знака или символа, в основном квадратом, кругом, овалом (цилиндром), формойкуба (ромба)Все эти начертания служили понятными символами духовных практик, которые выполнял человек в изменённом состоянии сознания, и в момент которых он общался непосредственно с Богом на глубоком чувственном уровне. А такой чувственный момент общения с Богом возможен только тогда, когда Личность полностью погружена в этот процесс и в ней доминирует исключительно Духовное начало. Делая такой Выбор в пользу духовного мира, человек тем самым осознанно «жертвует» привычной в материальном мире доминацией Животного начала в своём сознании. Позже, когда духовные знания стали утрачиваться, люди начали воздвигать материальные алтари (из глины, дерева, металлов) подобных символических форм: это мог быть плоский круглый или овальный камень, квадратныйстол, куб и так далее. Они стали устанавливать их на возвышенных местах, в храмах, ориентировать на определённую часть света и совершать материальные жертвоприношения.

Анастасия: Действительно в религиозных системах произошла очень серьёзная подмена.

Ригден: И она заключается не только в подмене духовного мировоззрения на материальное. Это всё равно, что утратить в себе свет, который делает вещи для твоих глаз зримыми. Подмена произошла в самом корне миропонимания человеком сути своей жизни и окружающего мира, целей и задач временного пребывания в этом мире. Утеряна главная духовная составляющая, главный духовный ориентир — служение Богу и непрерывная связь с Ним. Поэтому сознанием людей очень легко овладевает Воля Животного разума. В результате они иллюзию этого мира принимают за сутевое. Даже те, кто в руках своих держат духовные знания поколений, гонятся за прахом этого мира — за материальной наживой и банальной властью над своей паствой. Жрецы от гордыни посчитали себя собственниками этих общечеловеческих духовных знаний и построили на этом прибыльный бизнес, в котором люди становятся их рабами и постоянными спонсорами, то есть существуют по выдуманной жрецами формуле: «дай деньги и служи нам». Утрачено важное — безвозмездное служение Богу и людям, которое предполагает распространение и передачу исконных духовных Знаний, дающих возможность слияния Личности с Душой, самостоятельного достижения человеком духовного освобождения.

Анастасия: Да, поработил Животный разум современных людей. Как сказали бы древние, человек вместо вольной птицы, стремящейся в духовную высь, стал похож на птичье перо, которое носит ветер по всей земле по своей прихоти. Среди людей давно замечено, что безмерное увеличение материальной прибыли и власти не влечёт за собой улучшение нравственности.

Ригден: Совершенно верно. Так вот, жертвоприношение существует с давних времён. Причём заметь, оно было характерно для разных форм развития религии: племенных, этнических, государственных, мировых. В основном в формате религии к нему относились как к магическому действию, обряду приношения жертвы (даров) сверхъестественным силам, духам, богам с целью выразить свою преданность этим силам и достичь, благодаря им, скажем так, определённого воздействия на состояние материи (людей и явления природы) сверхъестественным для человека путём. При этом использовались самые разно образные виды жертвоприношения. Например, воскурение благовонных трав в качестве очищения от скверны или прошения духов, богов о чём-либо земном. Развешивание разноцветных кусочков ткани для умилостивления стихий в местах «силы», «обитания» шаманских духов, на перевалах в горах, у «святых источников».

Анастасия: Да, известны также приношения в жертву продуктов собирательства, земледелия, чтобы был лучший урожай в следующем году или добыча на охоте, чтобы был лучший улов в другой раз. Приносили в жертву и скот для большего приплода или в качестве прошения с просьбой о чём-то, связанном с делами общины или человека в этом мире.

Ригден: Верно, то есть жертвоприношения в системе различных религиозных верований были самые разные, начиная от безобидного воскурения благовонных трав и заканчивая приношением в жертву девственности, храмовым гомосексуализмом, кровавыми жертвоприношениями частей человеческого тела, да и самих человеческих жизней. И в большинстве случаев всё это совершалось жрецами для приобретения определённой власти в материальном мире, то есть для земных целей.

Анастасия: Самое интересное, что это происходило не только в древности, но практикуется и сейчас, как в религиях, так и в закрытых тайных оккультных обществах, у тех же Архонтов. И это несмотря на то, что мировая общественность давно осуждает человеческие жертвоприношения и тому подобную дикость жрецов далёкого прошлого. Уверена, читателям, также как и мне в своё время, весьма познавательно будет узнать, почему подобные жертвоприношения совершаются на протяжении истории человечества и это явление достаточно живо в человеческом обществе? Почему этому уделялось и уделяется столь пристальное внимание в религиозных структурах? Откуда пошла такая подмена духовных знаний на ревностное служение материи этого мира?

Ригден: Это, конечно, достаточно серьёзный вопрос. Но раз нынешние люди уже начинают и об этом задумываться, то, пожалуй, стоит поведать его глобальную суть. В материальном мире есть единый Животный разум, о котором я уже не раз упоминал. Сегодня даже современная наука фиксирует отдельные его проявления, в основном заметные в поведении сообществ живых существ. Например, начиная от размножения, нападения на клетки кворума бактерий и заканчивая коллективной миграцией, агрессией, самоуничтожением животных и так далее. Кстати говоря, латинское слово «quorum» означает «которых достаточно», то есть достаточное число сообщества. В науке это явление называют коллективным разумом. Чувство кворума (особенно направленное на доминирование, контроль, захват материи, её пожирание) управляет многими процессами как в микро-, так и в макромире. В медицине, например, было замечено, что раковые клетки ведут себя вместе как разумное сообщество. Даже при воздействии на них препаратами они передают сигналы друг другу и замирают на какое-то время, то есть «сообща» блокируют действие препарата. Каждая клетка, получая определённые сигналы от кворума, изменяет модель своего поведения, согласно общему поведению (коллективному разуму). То есть, по сути, это разумный организм в разумном организме. Сейчас накопилось много исследований в области биологии о жизни сообщества пчёл, муравьёв, мышей, крыс, дельфинов, крупных млекопитающих, в которых хорошо прослеживается доминирование коллективного разума.

Проявления доминации одной материи над другой существуют везде, в том числе и в космосе. Это же замечено астрономами и в поведении планет, звёздных систем. Например, вот, недалеко от нас, в звёздных кластерах Млечного Пути находятся гигантские звёзды, которые по своей сути являются вампирами. Это двойные звёзды, где одна из звёзд просто перетягивает на себя материю в виде газа со своего «партнёра», к которому она располагается очень близко. А потом и вовсе полностью поглощает эту звезду, соответственно, продлевая свою жизнь и становясь на какое-то время звездой супергигантом. Всё то же, по тем же законам доминации материи. Я уже не говорю о коллективном воздействии сообществ планет, галактик на происходящие в космосе процессы, то есть то, что человечество на сегодняшний день ещё не может изучить, учитывая недостаточный уровень технических возможностей. Но эти явления присутствуют и даже сегодня можно найти множество тому косвенных подтверждений.

Так вот, подчинение единому Животному разуму свойственно любой материи, в том числе и человеческому сообществу, состоящему из существ, которые отчасти имеют материальную природу. Единый Животный разум имеет общее начало (это он сам) и свои подразделения в виде коллективных и индивидуальных разумов. Образно говоря, это как самостоятельный организм со своей многоуровневой структурой и организацией. Кстати, слово «организм» произошло от греческого слова «organon», что означает «орудие, инструмент». Чтобы проще было понять всю его сложность и слаженность в управлении, я приведу пример на организме человека, который функционирует, как одно целое.

Организм имеет различные уровни организации (молекулярный, клеточный, тканевый и так далее). В нём есть общий разум (мозг), координирующий работу всех его биологических систем и таким образом поддерживающий жизнь организма. Также есть системы, которым подчинены органы. Есть органы, в которых клетки работают в определённом общем ритме. Есть клетка, как низшая ступень органической индивидуальности, обладающая своим строением и способностью к самовоспроизведению, существованию и так далее. Но та же клетка является частью органов, частью системы, частью всего организма. Так и в структуре единого Животного разума материи. Там есть много подразделений коллективных и индивидуальных разумов, которые плотно взаимо действуют между собой, создавая тем самым целые системы в микро- и макромире, подчинённые единому Животному разуму.

Анастасия: Раз речь идёт об управляемой материи, значит, к этому должен иметь какое-то отношение Ариман?

Ригден: Совершенно верно. Ариман — это тот, кто имеет власть над единым Животным разумом и использует его для того, чтобы выделить, скажем так, через материальные фильтры «чистую Душу» для мира Бога.

Анастасия: Я думаю, что любому человеку, стоящему на пути самосовершенствования, будет интересно узнать, как действует Животный разум в человеке.

Ригден: Он проявляет свою Волю по-разному: через Животное начало (через активность задней и боковых Сущностей, когда они работают в его режиме), материальное тело…

Анастасия: Да, учитывая, что большинство людей идентифицирует себя исключительно по отражению в зеркале, думая, что тело — это и есть они, как говорят в народе, «взаправдашние».

Ригден: Если бы человек был только телом, он бы досконально знал все тончайшие нюансы управления им и жил бы тем, что управлял десятками тысяч самых различных жизненно необходимых функций и операций, которые происходят в его организме постоянно. Но тело, как единый организм, в основном функционирует в автономном от сознания Личности режиме. А что человек видит в своём теле без зеркала? Что видит здесь и сейчас с открытыми глазами в видимом мире? Он видит только то, что позволяют ему два «окошечка» (глаза) изначально предназначенные для наблюдения за этим трёхмерным внешним миром из «тёмной комнаты» своего сознания. Много ли Личность увидит и познает о себе или о многообразии мира таким образом? Разве являются мысли и эмоции продуктом его сознания? Да и ведает ли человек, откуда и как они появляются?

Животный разум, так или иначе, постоянно воздействует на человека через своё подразделение — Животное начало, которое является частью материального мира. В большинстве случаев люди этого даже не понимают. Мысли просто есть и человек думает, что это его «собственность». Людям сложно поймать в себе действия и мысли от Животного разума, когда они не знают о своей двойственной природе и, естественно, всё это не отслеживают в себе. Вследствие чего проявления Воли Животного разума они воспринимают как свои мысли, желания, эмоции и так далее. Человек, по факту, свободен только в своём Выборе, но он не свободен от мыслей, потому что его сознание (Наблюдатель) на самом деле их не производит, он лишь выбираетмежду двух потоков: мыслей и стимулов от Духовного начала (Его Воли) либо мыслей и желаний от Животного начала (его Воли). То есть человек может выбрать понравившуюся ему или прельстившую его Волю и приложить к ней силу своего внимания, которая порождает действие. Вот это и есть ключевой момент Выбора человеческого.

Анастасия: Да, человек всего лишь выбирает, принять ему то или иное нахлынувшее настроение, эмоцию, мысль или нет. Многие читатели это уже понимают на практике, отслеживая свои мысли в течение дня. Вот, например, типичная ситуация, которую описывают люди в своих письмах: «Ведь сколько раз замечала, вроде всё хорошо, а потом вдруг появляется отрицательная мысль или эмоция и ни с того ни с сего настроение становится подавленным. Возникает апатия ко всему, чувство внутреннего напряжения, беспокойства, страха. Но я же этого не хотела, это происходит точно само собой, как бы помимо моего желания. Самое интересное, если начинаешь просто игнорировать внезапно нахлынувшие плохие мысли или эмоции и целенаправленно сосредотачиваться на чём-то хорошем, например, позитивных мыслях или добром деле, то через время этот негатив отступает, как будто этого состояния и не было вовсе. А если поддаёшься плохому настроению, начинаешь себя жалеть и так далее, в общем, отдаёшь своё внимание отрицательным эмоциям, то такое состояние только усугубляется и начинает в тебе жить, точнее, как паразит, отравлять твою жизнь. После этого даже как-то тяжеловато садиться в медитацию, просто заставляю себя. Но зато когда уже выполняешь духовную практику, вот тут уже действительно переключаешься на родное тебе состояние внутренней свободы, на чувство огромной Благодарности и Любви ко всему сущему, на чистоту чувств…».

Ригден: Безусловно, в этом переключении, игнорировании мыслей от Животного начала, выборе и утверждении доминации Духовного начала и есть суть работы над собой. Животный разум заставляет людей противостоять своей духовной природе, верить только в главенство материи, в своё «неделимое», «нетленное» материальное тело. Когда человек впадает в депрессию, занимается самоедством или же, наоборот, окутан мечтами материальных желаний в погоне за земной славой, богатством и так далее — всё это свидетельствует о том, что на данный момент он, сам того не замечая, подчинён Воле Животного разума и легко управляем его системой.

Анастасия: Человек, по сути, может отследить моменты проявления Животного разума по наличию захватывающих мыслей и материальных желаний от Животного начала.

Ригден: Да, но при условии, если человек будет отслеживать появление в себе подобных мыслей и желаний, а не участвовать в этом процессе и не усиливать его. Управление Животного разума жизнью человека настолько повседневно, что сам человек этого практически не замечает, списывая его проявления на свои мысли, желания, привычки, характер тому подобное. Но явное подчинение Воле Животного разума прослеживается в действиях так называемой психологами экспрессивной, а ещё более — действующей толпы, если ключевым моментом в её активации является доминация Животного начала. Это и есть главенствование Животного разума, его проявление через коллективный разум в «беснующейся» толпе.

Вообще, надо понимать, что все «характерные» индивиды в толпе очень быстро теряют свою «индивидуальность». Они становятся податливыми в общем тигле коллективного разума. В такой среде все стремительно заражаются общим возбуждением, импульсивностью, быстродействующей, неосмысленной взаимной отзывчивостью. В общем, люди в толпе обезличиваются и становятся массой. Индивид утрачивает самосознание, в нём пробуждаются порывы и эмоции, характерные для общей Воли толпы. Причём эти порывы и эмоции уже не подвержены ограничению и привычному для человека ежедневному контролю, который обычно осуществляет он над ними. То есть человеческому сообществу присущ коллективный разум (подчинённый Животному разуму), учитывая то, что люди также являются частью материального мира.

Есть существенное различие, когда человек находится в толпе и подчинён Воле Животного разума и когда человек находится в группе людей, но каждый в ней сохраняет свою истинную индивидуальность. В первом случае в его сознании идёт полное доминирование Животного начала, оно сужено, и в нём активны лишь материальные желания и стимулы, животные инстинкты, а Духовное начало блокировано. В толпе индивид аннулируется как Личность, есть лишь организм толпы с единым Животным разумом. А вот когда в человеке доминирует Духовное начало, и он находится в группе единомышленников, которые, например, вместе делают общее доброе, созидательное дело, то он сохраняет свою истинную индивидуальность, под которой имеется в виду связь его Личности с Душой (Богом). Он может чувствовать других людей, быть с ними, как говорится, на одной волне, радоваться их успехам, но сознание у него будет попрежнему расширено, и он будет сохранять свою постоянную индивидуальную связь с Душой через своё внимание и глубинные чувства. Аналогичный процесс происходит и при коллективных медитациях, когда люди вместе выполняют духовную практику, но каждый имеет личную связь со своим Духовным началом.

Анастасия: Когда в обществе утеряны базовые исконные Знания о Духовном начале, а оставшиеся отголоски основательно переработаны религиями, человеку трудно понять, что такое доминирование в обществе и каждом человеке Воли Духовного начала. Ныне это звучит как предание «о рае на земле». А вот касательно доминирования в толпе Воли Животного разума, примеров предостаточно, хотя люди в массе своей не понимают суть невидимого источника воздействия, по какой причине это явление вообще присуще человеческому обществу. Современная наука имеет уже немало исследований в вопросах социальной психологии, изучения проблематики поведения толпы. Если с ними ознакомиться, то можно понять, что для той же агрессивно действующей толпы весьма характерны все признаки Животного начала.

Например, агрессивная толпа движима единой эмоцией гнева и злобы, слепой ненависти. И эта чуждая духовной природе человека Воля направляет действия людей в толпе на разрушение и убийства себе подобных. Паническую толпу охватывает единая эмоция страха. Подверженные её воздействию люди, как и любое стадо животных, спасаясь бегством, в панике могут затоптать своих сородичей. Люди утрачивают в этот момент человечность, становятся существами с доминацией животных инстинктов, что называется «теряют голову» от страха и желания спасти только себя. Доминирующими эмоциями так называемой стяжательной толпы являются такие качества Животного начала, как жадность, желание обладать большими материальными ценностями. Или, например, повстанческая толпа, которая является неизменным атрибутом всех революций и переворотов. Типичный проводник Воли Животного разума, если рассмотреть какие она совершает действия в своём «безумстве»: уничтожение людей, погромы, поджоги, стремление к захвату оружия, склонность к произволу, буйству, свирепости и так далее.

Ригден: Совершенно верно. В основе — эмоция проводник Воли Животного начала, а также всё те же законы влияния и борьбы за доминацию одной материи над другой. Человечество в большинстве своём хотя и не имеет даже общего представления о воздействии на него Животного разума, однако вопрос о частных его проявлениях наподобие таких различных видов поведения толпы изучается тщательно, особенно спецслужбами различных стран. Более того, разрабатываются и внедряются технологии, которые используют факт таких бессознательных действий людей в толпе для достижения определённых политических или религиозных целей.

Например, давно известно, что самое банальное уличное происшествие, взять хотя бы дорожно-транспортное, собирает случайную толпу в виде любопытствующих прохожих. Эта толпа заражается однотипными эмоциями происшедшего, то есть происходит так называемая психологами «циркулярная реакция» (нарастающее эмоциональное заражение в толпе). Начинается это, как обычно, с обсуждения кто что видел, кто как ехал, как поворачивал и кто из водителей виноват. А вот закончится такое нагнетание эмоциональных страстей вполне может быстрой трансформацией толпы из окказиональной (случайной; от латинского слова «occasio» — «случай») в экспрессивную со сменой темы обсуждения ДТП на поиск виновного в ужасном качестве дорог, плохой жизни и отсутствием порядка в обществе. При подогреве подобных эмоций недалеко и до трансформации толпы в действующую.

Пожалуй, для лучшего понимания как именно это происходит, приведу классическую схему использования спецслужбами технологий смены власти, основанных на подобных эффектах заражения толпы. Причём такие методы практикуют как конкурирующие государства, так и собственные службы в разных странах. Например, приблизительно в одно и то же время в разных концах столичного города «вдруг» происходят дорожно-транспортные происшествия. Естественно, возникают случайные толпы «зевак», среди которых оказываются специалисты, способные превратить своими речами окказиональную (случайную) толпу в действующую, и направить её на погромы и беспорядки, на свержение одного режима другим. Также подобное заражение толпы, только другими путями и прочие различные схемы, вызывающие проявление Животного разума в массах, можно отследить по серии подготовленных и искусственно свершённых цветных революций в разных странах мира.

Анастасия: Печально то, что большинство людей не ведают об этом, как результат — данные технологии до сих пор срабатывают в толпе. Если бы человек знал о них, он не был бы очередной пешкой в чужих руках, и осознанно не поддался бы на чуждую его Духовному началу Волю, и не стал бы её активным проводником, отягощая свою Личность грузом материальных доминант. Но возможно, что это ещё происходит из-за привычки человека жить, отдавая в повседневной жизни предпочтение мыслям и эмоциям своего Животного начала. К тому же человек склонен копировать поведение окружающих. А многие сегодня не заботятся о чистоплотности своих мыслей.

Возможно поэтому в обществе «животное настроение» передаётся гораздо чаще и быстрее, чем что-либо хорошее, духовное, позитивное. Причём распространяется среди населения с такой скоростью, словно огонь по бикфордову шнуру. Многие люди сталкиваются с такими явлениями, но, к сожалению, не всегда их осознают. Например, встречают своих знакомых или родственников, а те, как правило, начинают рассказывать о ком-то, с кем они сегодня или в ближайшие дни встречались, разговаривали, и кто их сильно впечатлил своими негативными поступками или словами. И что любопытно, человек не просто передаёт слова «возмутителя своего спокойствия», он пытается в точности скопировать его гнев, акцент на тех или иных словах, показать его жесты. Другими словами, при передаче этой информации он охвачен теми же эмоциями и силой от Животного разума. Да к тому же, сам того не понимая и не осознавая, он, как проводник, пытается передать их дальше, насильно навязывая негатив уже своим знакомым, друзьям, коллегам по работе, домочадцам. В общем, учитывая, как это явление распространено в мировом обществе, сколько раз за день это свершается разными людьми в масштабах человечества, довольно печальная вырисовывается ситуация.

Ригден: Просто людям надо понимать причину таких ситуаций, игнорировать Волю Животного разума и не быть очередным её проводником. В противном случае, если человек будет в этот момент уделять много личного внимания, например, захватившему его разговору, то сам будет этим заражаться и становиться следующим проводником Животного разума. Как результат такого заражения, человек будет жаждать рассказать эту «новость» другим своим знакомым, причём зачастую, с подвохом от Животного начала (как повод обсудить или принизить кого-то, посмеяться над кем-то) и непременно с таким же копированием эмоций. Животное начало сильно в людях, когда они о нём не знают и не отслеживают его проявления в себе.

Анастасия: Интересно ещё, что вести о чём-то хорошем, добром и тем более о чём-то значимом в духовном смысле, распространяются не так быстро, как в случае с эмоциональными новостями от Животного начала. И что характерно, человек, передавая добрые вести, старается это сказать своим голосом, как бы воспроизводя какую-то мудрость из этой новости, словно лично от себя.

Ригден: К сожалению, современные люди не так часто служат проводниками от Духовного мира. Поэтому они видят события по телевизору, но не видят их без него, они слушают слова человека, но не понимают его без слов, они умеют читать книги на разных языках, но не умеют читать книгу своей жизни. Они стремятся идти по течению реки своей жизни, становятся против течения, ища в этом смысл, но не понимают, что смысл их существования на другом берегу. Многие живут просто мёртвой видимостью вещей, слепо служа Животному разуму. А нужно жить тем, с чего зарождается творение, нужно жить духовным созиданием, служить Духовному миру. Только тогда человек будет видеть события, понимать людей и уметь корректировать свою жизнь с позиции Наблюдателя от Духовного начала.

Анастасия: Ещё хотелось бы затронуть одну из наболевших тем современного общества — о зависимости некоторых людей от алкоголя и наркотиков. В своё время вы рассказывали, как Животный разум подчиняет Личность своей Воле через эти яды, как незаметно для неё развивается зависимость от них и что человек утрачивает, попадая под такое чуждое его духовной природе влияние.

Ригден: Да, это особая тема. Один из способов Животного разума полностью подчинить себе человека — спровоцировать в нём желание употреблять алкоголь или наркотики. Когда человек начинает употреблять алкоголь или наркотики, Животный разум начинает полностью доминировать над ним, порабощать, блокируя любые возможности проявления силы от Духовного начала. На уровне нейрофизиологии происходит дисбаланс, многие нейроны мозга блокируются. Человек уже плохо воспринимает информацию. Но зато в нём активно доминирует Животное начало, ему кажется, что он «герой», что ему всё дозволено в этом мире. Такой вот мыльный пузырь (иллюзия) возникает в принципе не из-за того, что человек есть такой на самом деле, а просто потому, что происходит сбой в системе работы мозга, состояние сознания Личности переключается в иной режим, где идёт полное подчинение Животному началу. Для Духовного начала в человеке — это крах, это всё равно, что, образно говоря, Душу поместить в смертельно ядовитую среду. Её сила и так частично блокируется «светофильтрами»-субличностями, а такая тотальная доминация Животного начала в новой Личности просто лишает её последнего шанса и надежды. Алкоголь и наркотики делают из человека послушного раба Животного разума и даже в небольших дозах убивают в нём росток духовного.

Со временем у человека развивается алкогольная или наркотическая зависимость, которую он всячески отрицает. При этом человек упорно продолжает употреблять этот яд, ссылаясь на любые причины (традиции, праздники, дни рождения, похороны, личные стрессы и так далее). В результате он не замечает, как утрачиваются его духовные основы, как эта зависимость перерастает в низведение его человеческой природы до уровня животных инстинктов, как деградирует Личность. Я уже упоминал, что люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, неадекватны в восприятии информации. В большинстве случаев всё, что в момент алкогольного опьянения (считай отравления) в них доминирует — это мысли вслух от Животного начала о себе любимом, о предметах своей гордыни, о своих несбывшихся эгоистичных желаниях, нереализованных, непомерных амбициях. Это действительно настоящая трагедия и в первую очередь для самой Личности.

У людей, которые серьёзно занимаются своим духовным развитием, организм просто физически не переносит эти яды (алкоголь, наркотики). Почему? Да потому что при употреблении этих токсичных веществ нарушается тонкая связь с иным, духовным миром, утрачиваются, говоря современным языком, экстрасенсорные возможности. Находясь под воздействием алкоголя или наркотиков человек не способен считывать информацию, идущую из невидимого мира, его сверхъестественные способности просто гаснут. Всё, что он воспринимает в этом состоянии, это проявление Воли Животного разума, которую человек считает своими мыслями и желаниями.

Об этом было известно в давние времена. Об этом хорошо знают и сейчас. Например, в Советском Союзе существовала сильная система Спецслужб, включающая в себя, в том числе, отделы, занимающиеся изучением паранормальных явлений и развитием экстрасенсорики у некоторых своих сотрудников, например, слиперов. Так вот, из их рациона питания исключали даже кефир, не говоря уже о существовавшем строгом запрете на алкоголь и наркотики. Курение в принципе разрешалось, никотин и смолы хоть и дают интоксикацию организма, но не блокируют зеркальные нейроны, а следовательно, позволяют беспрепятственно работать с невидимым миром, считывать необходимую информацию.

Так что человек, употребляющий даже небольшие количества алкоголя, неважно в течение какого периода, духовно деградирует как Личность. Если появляется желание употребить алкоголь или наркотики — это первые симптомы, что ты находишься под властью своего Животного начала. Значит нужно предпринимать меры для переключения доминанты сознания, акцентировать больше внимания на какихто позитивных моментах, занятии спортом, физическим трудом. Надо отметить, что если человек полностью бросает пить или употреблять наркотики, организм со временем восстанавливается, и человек приобретает шанс духовного развития своей Личности.

Разум материи очень активен. Это его проявления, когда «неверующим» людям с материальным мышлением навязываются мысли о достижении с помощью алкоголя или наркотиков некой «безграничной свободы». Это его проявления, когда «верующим» людям навязываются мысли о получении с помощью алкоголя или наркотиков якобы одной из «возможностей» какого-то сокровенного познания или постижения «духовных вершин». Все эти мысли — иллюзия Животного начала, которая, так или иначе, подталкивает людей к постоянной зависимости от Воли Животного разума, создаёт привлекательные мыслеформы, связанные с принятием очередной дозы этого яда.

Анастасия: Многие просто не видят очевидных фактов, не задумываются, почему так происходит с ними, с их знакомыми, почему до сих пор эта проблема существует в обществе. Они не задаются вопросами: «Как возникает и формируется устойчивая алкогольная зависимость? Кто её искусственно внедрил в общество и кто активно поддерживает такую смертельную для Духовного начала «традицию»?» А ведь человек губит не только себя, свою Личность, но и создаёт проблемы в окружающем его обществе.

Особенно это беда, когда на человеке лежит ответственность за семью, за детей. Ведь дело не в том, сколько он смог обеспечить своим детям материальных благ. Дело в том, сколько человек смог дать им духовных ценностей своим примером жизни. Ведь дети — это не личная собственность и не «костыль», на который человек планирует опираться в старости. Это в первую очередь новые Личности, у которых сознание является чистым листом. Они попали в этот мир, так же как и все, чтобы обрести свой шанс духовного освобождения. Эти новые Личности фактически с малолетства наблюдают и перенимают опыт жизни предыдущих поколений от авторитетных для них людей, в основном от родителей, которые во многом служат им примером. Если в семье существуют «традиции», связанные с употреблением того же алкоголя, то детям с детства наглядно навязывается негативный опыт и установки зависимости от Животного начала, которые демонстрируют взрослые, выпивая, к примеру, на домашних праздниках. Люди считают это безобидным действием, потому что не понимают его суть и отдалённые последствия.

Ригден: Они не понимают, какое горе этим зачинают, обрекая на страдания Души не только своих детей, но и будущих их потомков. Однако ситуация поправима, если люди начнут работать в первую очередь над собой, если они будут активно менять само общество, в котором они живут, в лучшую сторону. Да и что касательно общества. Здесь нужно зрить в корень, кто популяризирует алкоголь и наркотики среди людей и почему это делается до сих пор? Эти сведения вполне можно найти и сегодня. Первыми, кто начал вводить наркотики и алкоголь в массовое употребление народом, это были жрецы и политики, которые видели в этом свои очевидные выгоды. А почему? Да потому что, как я говорил, с помощью наркотиков и алкоголя блокируется духовная составляющая Личности, и человек уже легко поддаётся влиянию чужой Воли. Проводникам от Животного разума становится проще им управлять, манипулировать его сознанием, как частью толпы («биомассы»).

Достаточно посмотреть на реалии сегодняшнего дня. Почему при всей видимости борьбы с этими явлениями во всём мире на самом деле всё это негласно поощряется? Идёт та же самая, что и в древности, но только уже более массовая пропаганда и распространение алкоголя и наркотиков не только через саму продукцию и её рекламу, но и через формирование стереотипов, их внедрение в массовую культуру общества. Например, через массированное воздействие средств массовой информации, а также популярные культурные проекты, художественные фильмы. Ведь через образы кумиров и их «привычки» легче всего шаблонно зaкодировать человека, подчинять его системе, так как любой индивид, как я уже говорил, склонен к подражанию. В общем, не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Анастасия: Это, к сожалению, правда сегодняшнего дня.

Ригден: Но опять-таки кто мешает людям самим навести порядок в обществе? Кто мешает Личности дисциплинировать свои мысли? Всё в руках самих людей. Просто самому нужно служить хорошим примером для других и хотя бы создавать вокруг себя и своего окружения благоприятную в этом отношении обстановку, не поощрять людей на употребление алкоголя и наркотиков и самому не создавать условия для распространения среди людей этой животной зависимости. Делать всё возможное для популяризации в массовой культуре духовных знаний, культурно нравственных ценностей, примеров образа настоящего Человека.

Анастасия: Надеюсь, люди проникнутся этим знанием. И если можно, осветите, пожалуйста, ещё несколько моментов касательно Животного разума. Вы сказали, что он в основном действует через коллективные и индивидуальные разумы, то есть через свои подразделения. Не могли бы вы более расширенно пояснить его проявления на примере человеческого общества?

Ригден: Эти процессы можно отследить как в микро-, так и макромире. Люди, благодаря двоякости своей природы, могут не просто осознанно подойти к их изучению, но и сотворить своё общество действительно на духовной основе. Ведь при духовном развитии человек имеет возможность быть Наблюдателем от Духовного начала и, соответственно, понимать проявления Животного разума. Он способен отслеживать его действия и корректировать собственное развитие, не допуская вмешательства этой Воли, чуждой его духовной природе, в свою жизнь. Так и в обществе. Например, сейчас уже есть немало научных работ по изучению и отслеживанию природы массовых настроений. Только сводятся они в большинстве своём к итогам политического и жреческого управления народными массами. Но суть не в этом. Даже в этих работах можно найти довольно занимательные моменты.

Настроение — это психологическая производная. Субъектом массовых настроений является некая масса (множество людей, толпа), которая объединена за счёт действия какого-либо фактора. Таким фактором могут служить эмоции, чувства и другие психологические проявления, отражающие поведение людей. Толчком к образованию массы, служат слухи, как правило, отрицательного характера. Они порождают в человеке скрытое недовольство (из-за активирования задней и боковых Сущностей). О том, как быстро распространяются такие слухи и как люди охотно служат проводниками Воли Животного разума, мы уже говорили. Если большинство людей верят таким слухам, то есть вкладывают в них силу своего внимания, то соответственно, сами становятся носителями этой Воли, способствуя её распространению дальше.

Как правило, цепочка слухов выстраивается на противопоставлении «мы» и «они». Сознание людей зашоривается текущей ситуацией и они не видят корень, истинную причину, породившую очаг напряжения. Поэтому люди собираются в толпы на улице, желая улучшить свою жизнь, а заканчивается это в результате разочарованием и ухудшением их жизни или просто кровавыми побоищами. В истории достаточно примеров, когда люди, вышедшие на улицу даже просто для мирной поддержки какого-то движения, попав в толпу, потом сами не понимали, что лично с ними произошло, и что заставило их бежать со всеми и громить инфраструктуру своего же города, в котором им завтра жить.

Так вот, массовому настроению присуще: стимул, реакция на него и готовность к действию. Возникает такая масса ситуативно и реагирует на одни и те же стимулы идентичным образом. Объединяет её психическая связь, которая, в свою очередь, образуется опятьтаки из сходных эмоций и импульсов. Это особое психическое состояние однородное для большинства людей. Причём обычно оно содержит в себе определённый деструктивный заряд и имеет скрытую отрицательную направленность. Если бы люди имели возможность фиксировать движение энергии мыслеформ в толпе, то они бы увидели, что оно имеет вид спирали, раскручиваемой против часовой стрелки. Одни и те же слова и эмоции воспроизводятся снова и снова, увеличивая свою интенсивность за счёт большего возбуждения самих проводников, заводящих друг друга, и подключения (захвата) сознания новых людей, желающих послушать ораторов или разобраться в ситуации. Затем начинается поиск виновного, которому приписываются всевозможные отрицательные качества. И, в конце концов, ситуация может развиться до выплеска всей этой негативной энергии массы на любой ближайший или заданный объект или физических лиц, которые, по «мнению» толпы, имеют какую-либо сопричастность к виновникам их бед или непосредственно являются ими. Кстати, если такое возбуждение друг друга и кружение по сплетням отсутствуют, то данный настрой быстро теряет силу.

Анастасия: Да, традиционный поиск «козла отпущения», свойственный для доминации Животного начала в человеке. Только здесь всё это проявлено в единой массе, подверженной воздействию Воли Животного разума.

Ригден: Совершенно верно. Следует обратить внимание, что Животный разум проявляет свою Волю не только в настроении массы, которая несёт явный деструктивный заряд, но и в скрытой обороне того, что он уже считает своей «собственностью». Заражение Волей Животного разума в массе происходит довольно быстро, подобно распространению вируса. При этом толпа, подверженная этой Воле и управляемая ею, бездумно отвергает всё то, что нарушает и противостоит ей или как-то пытается сломать этот наносной стереотип. Эта масса, как единое целое, направляет свой негатив против потенциального нарушителя этой Воли. Также характерно, что все устремления толпы, находящейся под влиянием Животного разума, поверхностные и наносные. Они пусты по содержанию, в них нет глубинных чувств, связи индивида со своим Духовным началом. В последующем, когда человек остаётся наедине с собой, не может объяснить, почему он вёл себя настолько неадекватно и противоестественно во время пребывания в беснующейся толпе. А ответ прост: в момент нахождения в массе он был всего лишь навсего одним из проводников Воли Животного разума.

Анастасия: Да, в принципе такие проявления где-то идентичны как в обществе, так и в «нападках» Животного начала на индивида. Например, в книгах святых старцев можно найти примеры их борьбы со своими «страстями». В том числе там упоминается и о том, что когда человек пребывает в духовном состоянии, то, говоря нашим языком, Животное начало начинает всячески испытывать его не только искушающими мыслями, но и даже ухудшением состояния здоровья, агрессией со стороны окружающих его людей и так далее. То есть своими проявлениями через видимую и невидимую материю.

Подобные примеры можно отыскать не только в литературе, но и отследить на практике, например, как по-разному люди реагируют на Знания, которые благодаря вам были даны и зафиксированы в книгах. Есть люди, которые прочитав их, стали духовно пробуждаться, расширять свой кругозор познания, стараться дисциплинировать свои мысли. Они всего лишь начали заниматься отслеживанием в себе Животного начала, никак не выдавая свой интерес к духовной работе над собой во внешнем мире. И по сути многие из них отметили, как только они ответственно начали подходить к этой работе над собой, на них шла агрессивная атака Животного начала. Причём, как со стороны их окружения (знакомых, близких, друзей, которые чаще всего сами подвержены активации в них Животного начала), так и со стороны «собственного сознания». Животное начало оказывало отчаянное сопротивление в ответ на покушение на его власть в сознании человека, «незыблемость» укоренившихся шаблонов мышления. Более того, некоторым людям, особо настойчивым в духовной работе, неожиданно поступали агрессивные звонки бессодержательного характера от дальних родственников, бывших знакомых, в том числе и от тех, о ком давным-давно они и не слышали. Но чаще всего, особенно на первых этапах работы над собой, на пустом месте возникала агрессивная атака со стороны окружения на работе, дома, причём опятьтаки от тех, кто более других подвержен влиянию своего Животного начала. Последние, очевидно, даже не подозревали, что в тот момент всего лишь являлись проводниками атаки Животного разума.

Ригден: Это естественно. Животный разум будет всячески изощряться, дабы вернуть духовно пробуждающегося человека в старую колею привычной доминации Животного начала, возвратить былую власть над отвинчивающимся «винтиком» в своей материальной системе. Его задача пробудить в человеке животный страх, заставить, чтобы он поверил в главенство материи, её силы и законы, чтобы человек духовно сдался. Но на самом деле выбор всегда остаётся за Личностью. Благодаря процессу духовного развития, человек познаёт не только себя, но и невидимую сторону окружающего мира. Он начинает отличать реальность от той иллюзии, которую раньше считал действительностью. Человек, ощущая свою истинную духовную природу, начинает утрачивать страхи, навязанные Животным началом. Он начинает чувствовать свою Душу и её мир, понимать, что когда сам является Проводником Воли Духовного начала, то тогда для него, по сути, не существует препятствий в материальном мире. Поэтому когда человек пребывает в таком ясном, расширенном состоянии сознания, Животному разуму, дабы вернуть былую власть над данной Личностью, остаётся лишь «караулить», когда она ослабит свой духовный контроль, поддастся на эмоции, соблазны какими-либо мыслями, желаниями от Животного начала. Это надо просто понимать и не поддаваться на его уловки. Но главное во всём этом процессе активности Животного разума во время духовного пробуждения человека это то, что сам человек, находясь на позиции Наблюдателя от Духовного начала, получает практический опыт и понимание того, перед чем бессилен Животный разум.

Единственное, чему Животный разум не может противостоять — это духовной силе. То есть, когда человек уже сознательно выбирает духовный путь и живёт своим внутренним духовным миром, своей глубиной, чувственной взаимосвязью через свою Душу с миром Бога, когда он умеет не только приструнить, но и контролировать своё Животное начало и его множественные проявления в виде различных эмоций и желаний. Конечно, такой «боевой» опыт в некотором смысле приобретается благодаря атакам со стороны Животного разума, который вызывает на себя духовно пробуждающийся человек. Сознание становится полем битвы. Но результат победы того стоит, ведь человек пробуждает в себе духовные силы, укрепляется в них, глубже понимает реальность и смысл своего существования и начинает осознанно стремиться к Богу, в Духовный мир, то есть в Вечность.

Духовная сила, данная человеку, огромна. Если большинство людей в современном обществе смогут осознать эту простую Истину, поймут всю бренность и временность окружающей их материи и начнут духовно пробуждаться, то это неизменно скажется на всём человеческом обществе в целом и монада перевернётся. Вот тогда и наступит то золотое тысячелетие, о котором испокон веков мечтают люди.

Анастасия: Всё начинается с первого шага в духовном направлении индивида, как единицы структуры этого общества. Поэтому для каждого человека важно знать свою истинную природу, то, перед чем бессилен Животный разум, как отслеживать его проявления в себе и не допускать его доминации и насилия над своей Личностью.

Ригден: Совершенно верно и это гораздо проще, чем людям кажется, когда они находятся в состоянии духовного бездействия. Человеку нужно просто не позволять Воле Животного разума становиться его реальностью.

Но вернёмся к нашему разговору касательно материальных жертвоприношений. Знания о существовании коллективного и индивидуального разума также присутствовали в обществе того времени как неотъемлемая часть духовных знаний. Понимание своей двойственной природы помогало человеку совершить осознанный выбор, какому из начал (Духовному или Животному) посвятить свою скоротечную жизнь и чьей Воле служить. Кстати, на основе исконных Знаний о коллективных и индивидуальных разумах позже и начали развиваться те же архаичные верования: тотемизм, анимизм, фетишизм, аниматизм, шаманизм. Например, тотемизм. Изначально тотем вообще обозначал определённый знак, через который человек, владеющий духовными Знаниями, мог влиять на природные стихии, процессы, животный мир, то есть на материю. И уже гораздо позже, из-за соблазна людей магическими практиками, роста доминации в сообществе Животного начала, желания достигнуть изобилия и матери-=ального благополучия, люди перевернули всё это в культ тотема, в целый комплекс верований в сверхъестественное «родство» между племенами и определёнными тотемами (животными, растениями, явлениями природы, неодушевлёнными предметами). И опять-таки на чём был сделан акцент? На прошении людей, чтобы Животный разум «поделился с ними силой», то есть сверхъестественной силой для достижения каких-то земных благ, для наделения их властью над другими людьми и так далее. Как известно, подобное притягивает подобное.

Так же возникли магия, анимизм (вера в духов и потусторонних существ), фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам — фетишам, наделённым, по мнению людей, сверхъестественными силами). Так же появились аниматизм (культпоклонение безличной, сверхъестественной силе, определяющей, по представлениям людей, жизненные процессы в природе, например, успех в охоте, на войне, получение лучшего урожая и так далее), шаманизм (основанный на культе духов, вере в сверхъестественное общение служителя культа — шамана — с духами). Эти культы сформировались когда-то на основе духовных знаний, после того, как начались подмены от Животного начала, зарождение жречества, борьба за власть. В них Знания о законах материи стали применяться в пользу системы Животного разума. То есть среди людей пошло поклонение и подражание «сильнейшему», его обожествление, создание ореола неприкосновенности. А в отдельных случаях даже поедание «сильнейшего», как считалось в некоторых культах, дабы уподобиться ему и приобрести его силу. Более того, представителям подобных верований было свойственно агрессивное отношение к любым инакомыслящим, всячески поощрялось нападение на «врагов» (людей, почитавших другие культы), их уничтожение. Ну, а цели совершения обрядов подобных культов говорили сами за себя: обогащение, то есть приумножение материальных благ, гарантирование плодородия земли и людей, благосклонность стихий, которые достигались за счёт заключения со «сверхъестественными силами» договора (зачастую на крови), скреплённого жертвоприношениями.

 

 

<< Часть 27                    Часть 29 >>